Звоните по телефону:
Главная \ Публикации, статьи, консультации \ Недетские вопросы "детского" Закона

Недетские вопросы "детского" Закона

 

Эксклюзив!

Подготовлено специалистами Центра правовой поддержки «МиК» 

181001
 
Недетские вопросы "детского" Закона

Настоящая статья является комментарием к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Принят – Государственной Думой 21 декабря 2010 года
Одобрен – Советом Федерации 24 декабря 2010 года
Вступил в силу – 01 октября 2012 года


Принятый еще в декабре 2010 года Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», стал неожиданностью для всех СМИ без исключения. Однако следует заметить, что ТВ и Киноиндустрия наиболее организованно и информативно подошло к моменту начала действия новых правил и в настоящий момент в данной области применения Закона все более или менее гладко, чего нельзя сказать об Интернет изданиях и периодической прессе. Особые затруднения возникли в отношении нескольких, на наш взгляд, наиболее важных моментов:

  1. Маркировка информационной продукции
  • Способ нанесения (как и где именно)?
  • Классификация информационной продукции (сайта, журнала, газеты и пр.)?

     2.  Контролирующий орган

  • Кто будет осуществлять контроль?
  • Какие методы будут использоваться?
  • Какие средства защиты можно применять?
  • Как будет определяться нарушение и степень вины?
  • Ответственность за нарушение? 


Мы попробовали разобраться в этих вопросах и предлагаем читателю свои комментарии и практические рекомендации в этой связи.

Для правильного понимания предмета регулирования, настоящим Законом были введены следующие понятия и определения:

доступ детей к информации – возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
знак информационной продукции – графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции;
информационная продукция – предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;
информация порнографического характера – информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;
классификация информационной продукции – распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
места, доступные для детей – общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
натуралистические изображение или описание – изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;
оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
эксперт – лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

 

Информационная продукция разделена настоящим законом на запрещенную и на ограниченно допустимую к распространению среди детей.

 

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.


Чрезвычайно важным моментом является тот факт, что классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно, что буквально означает следующее:

Издательства самостоятельно должны проводить проверку готового к выпуску материала. При этом единственным инструментом типирования информационной продукции, по сути, являются нормы данного Федерального закона, которые весьма неконкретно описывают критерии отнесения информационного продукта к той или иной категории («0+» «6+» «12+» «16+» «18+»).
Предлагаем ознакомиться с основными инструментами, которыми предложено руководствоваться Законодателем, при разрешении данного основополагающего момента:

 

При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

 

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Классификация информационной продукции по следующим категориям информационной продукции :

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей.

 

Рассмотрим предложенную законодателем классификацию более подробно:
 

 

 

0+

 

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

 

6+

и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет"

К допускаемой к обороту информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

 

12+

и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет"

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

 

16+

и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет"

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

 

18+

и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

 

 

Информационная продукция, запрещённая для детей

 

Дополнительные требования:

 

1.Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

2.Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

3.Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что оборот информационной продукции, содержащей указанную выше информацию, без знака информационной продукции не допускается!

 

Техническое исполнение знака информационной продукции также является предметом широкого обсуждения. В настоящий момент нет четкого понимания по этому вопросу.         Изначально, Роскомнадзор и издатели глянцевых журналов решили, что возрастная маркировка должна размещаться рядом с выходными данными. Исключение составят журналы для взрослых – им придется ставить знак «18+» на обложке. Но уже 10 октября 2012 года Роскомнадзор был вынужден выпустить отдельные комментарии к закону. В них говорилось, что издатели должны размещать знак информационной продукции (ЗИП) на первой полосе периодического печатного издания. При этом маркировка должна соответствовать самой старшей возрастной категории. Знак не может быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, однако его шрифт должен отличаться по начертанию и цвету от основного шрифта и цветных подложек на первой полосе. Общественно-политическая или производственно-практическая пресса освобождается от маркировки. Данные комментарии, на наш взгляд, не внесли полную ясность. Судя по всему, данное требование будет конкретизироваться по ходу наработки правоприменительной практики. 

 

СМИ подготовили коллективный список предложений по уточнению норм закона. Замечания отрасли были обсуждены на экспертном совете в присутствии депутатов Госдумы, представителей ФАС и прокуратуры 17.102012 года. Это уже второе заседание Экспертного совета по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре. Основная тема обсуждения – первые итоги реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в силу 1 сентября 2012 года. Открывая заседание Экспертного совета, Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров подвел итоги контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора. Так, по словам главы ведомства, за полтора месяца с момента вступления закона в силу служба направила 4500 писем с разъяснениями положений закона и провела более 3500 онлайн консультаций для территориальных Управлений Роскомнадзора. Состоялось и 770 встреч с представителями средств массовой информации, проведен мониторинг 22 тысяч 276 СМИ. «Грубых нарушений требований закона не выявлено, все некритичные огрехи были устранены в рабочем порядке», - сообщил Александр Жаров.

Руководитель Федеральной службы также подчеркнул, что на сегодняшний день у профессионального сообщества есть консолидированная позиция по тем нормам, которые в законе «О защите детей» прописаны не достаточно четко. Эта позиция, отображенная в докладе заместителя руководителя службы М.Ксензова, была принята участниками заседания за основу.

Итоги реализации закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» признаны членами Экспертного совета успешными. По общему мнению представителей профессионального сообщества, его требования осуществимы как с содержательной, так и с технической стороны.

 

Подводя итоги, предлагаем тезисное изложение полученных выводов:

 

  1. Печатная продукция относится к понятию «информационная продукция», контроль за которой осуществляется в порядке и на условиях данного ФЗ;
  2. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно;
  3. Оборот информационной продукции, содержащей указанную выше информацию, без знака информационной продукции не допускается;
  4. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории.
  5. Применительно к печатной к продукции указано, что знак информационной продукции на печатной продукции будет размещаться в соответствии с требованиями техрегламента (в настоящий момент данный документ не разработан) и с основными требованиями, которые установлены в данном законе. То есть, осуществляться возрастная классификация, обращаю ваше внимание, будет только в соответствии с данным законом.
  6. Издатели должны размещать знак информационной продукции (ЗИП) на первой полосе периодического печатного издания. При этом маркировка должна соответствовать самой старшей возрастной категории. Знак не может быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, однако его шрифт должен отличаться по начертанию и цвету от основного шрифта и цветных подложек на первой полосе. Общественно-политическая или производственно-практическая пресса освобождается от маркировки.

 

Для справки:

 

Официальный сайт Роскомнадзора - http://www.rsoc.ru/

Телефон для консультаций -     +7 (495) 987-68-00     

 

УПРАВЛЕНИЕ РОСКОМНАДЗОРА ПО Калининградской области

 

Почтовый адрес Управления:

Абонементный ящик № 5149,

г. Калининград, 236035

 Место нахождения Управления:

ул. Коммунальная, дом 4, Калининград,

тел.: (4012) 45-15-50, факс: (4012) 93-00-82,

e-mail:   kaliningradugsn@baltnet.ru

Режим работы Управления: время местное

Понедельник – четверг: с 09.00 до 18.00

Пятница: с 09.00 до 16.45

Обеденный перерыв: с 13.00 до 13.45

Выходной: суббота и воскресенье

 

 

Центр правовой поддержки «МиК» оказывает консультации по вопросам связанным с применением данного Закона. Вы всегда можете обратиться к нам за получением необходимых разъяснений.

 

Кроме того, для достижения максимальной степени юридической безопасности, специалисты нашего Цента помогут подготовить и направить от имени Издателя журнала соответствующий запрос в адрес регионального отделения Роскомнадзора и помогут получить письменные разъяснения.  

 

© moralikodeks.ru

Материал подготовле специалистами Центра правовой поддержки "Мораль и Кодекс". Все права защищены. Допускается цитирование без согласования с автором не более 50% от объема оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте.

!
НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

В отношении 7 региональных застройщиков с обманутыми дольщиками инициировано банкротство

!
АКТУАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Калининградская недвижимость для иностранцев

!
СТАТИСТИКА УСПЕХА

МЫ ПРАВЫ В 92,5% СЛУЧАЯХ*

(*корпоративная статистика за 2019г.)

ТЕЛЕФОН:
Адрес:
г. Калининград, ул. Грига 56, 3-й этаж