Директор Центра правовой поддержки «Мораль и Кодекс» (ООО)
Царев Сергей Александрович
Особое положение Калининградской области, её удаленность от основной территории Российской Федерации, всегда являлось объектом пристального внимания со стороны государства. Очевидно, что существующие в этой с вязи проблемы, одновременно являлись и плюсами, которые было нужно использовать. Ориентированность нашей страны на свободные рыночные отношения, позволила принять Распоряжение от 03 июня 1991 года «О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», именно этот документ и стал началом развития особого порядка ведения бизнеса в Калининграде.
В настоящий момент на территории Калининградской области действует Федеральный закон №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Закон на Федеральном уровне закрепляет и гарантирует право использования налоговых льгот для резидентов особой экономической зоны. Основной целью, создания Особой экономической зоны (ОЭЗ), является привлечение Российских и Зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли, поэтому необходимо понимать, что резидентом ОЭЗ может стать как Российское, так и Иностранное юридическое лицо (фирма) желающее инвестировать с экономику региона средства, с целью извлечения прибыли. Рассмотрим особые экономические условия более подробно:
Налоговые льготы
Для Резидентов Особой экономической зоны Калининградской области применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Первые 6 лет - по ставке 0%, с 7 по 12 годы - 50% от установленной ставки в Российской Федерации на соответствующий период.
Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что указанные льготы предоставляются не всем юридическим лицам и/или Предпринимателям, зарегистрированным на территории Калининградской области, а лишь тем, кто получит официальный статус Резидента.
Свободная таможенная зона в Калининградской области
Режим свободной таможенной зоны (СТЗ) позволяет зарегистрированным на территории Калининградской области юридическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, при совершении импортных сделок, осуществлять ввоз иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования.
Исключением являются подакцизные товары, а также товары, помещенные в специальный перечень, установленный Правительством РФ от 31 марта 2006 г. N 186.
Ввезенные товары могут быть потреблены/использованы на территории СТЗ без взимания дополнительных таможенных платежей, налогов и сборов. Кроме того, допускается возможность беспрепятственного отчуждения таких товаров, а также передача в аренду в рамках Калининградской области.
Итак, пользоваться (СТЗ) может любое предприятие или ИП, зарегистрированный в Области, для этого нет необходимости получать статус Резидента. В случае же вывоза товаров с территории СТЗ на территорию Российской Федерации, они подлежат таможенному оформлению в обычном порядке (с уплатой всех платежей, но что немаловажно - на дату ввоза!). При этом уплачиваются таможенные пошлины, налоги и сборы, рассчитанные от стоимости ввезенных деталей и помещенных под таможенный режим СТЗ (а не от стоимости готовой продукции, если таковая появится в результате производства). Если же осуществлять вывоз товаров (готовой продукции) заграницу, то данная операция также будет освобождена от уплаты таможенных пошлин.
Резиденты ОЭЗ Калининградской области
Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:
1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;
3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;
4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;
5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
На Инвестиционном проекте, мы остановимся более подробно ниже.
Ограничения и запреты:
1) Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (Упрощенная система налогообложения, выбираемая субъектом бизнеса самостоятельно).
2) Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
3) Ограничение по видам деятельности и наименованию товаров, производимые в рамках указанного инвестиционного проекта. Согласно утвержденному перечню (подакцизные товары и т.д.).
Инвестиционная декларация:
Предлагаем подробнее остановиться на данном документе, так как он является единственным специфическим требованием формирования пакета документов.
Содержание:
1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);
2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;
3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.
По мере реализации Инвестиционного проекта, допускается изменение его условий. Внесение изменений, касающихся условий реализации инвестиционного проекта, осуществляется Правительством области на основании заявления Резидента в письменной форме с обоснованием необходимости внесения таких изменений. Решение о внесении изменений в инвестиционную декларацию оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается резиденту.
Однако, возможен и отказ, основаниями для отказа во внесении изменений в инвестиционную декларацию являются:
1) несоответствие вносимых изменений требованиям Федерального закона;
2) изменение цели инвестиционного проекта;
3) снижение общего объема финансирования инвестиционного проекта в первые три года его реализации до уровня, составляющего менее чем сто пятьдесят миллионов рублей;
4) изменение графика ежегодного объема инвестиций, исключающее возможность реализации инвестиционного проекта с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Требования к инвестиционным проектам:
5) при определении объема капитальных вложений, указанного в настоящей статье, не учитываются безвозмездная передача и возмездная передача имущества, в том числе с предоставлением рассрочки платежа на срок более чем три года, включая передачу через третьих лиц, машин, оборудования и транспортных средств лицами, государственная регистрация которых на день вступления в силу Федерального закона осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок обращения
Резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны, другими словами, стать Резидентом можно при соблюдении определенных условий. Регистрация указанного статуса осуществляется Правительством Калининградской области. Так как получение указанного статуса имеет заявительный характер, рассмотрим подробнее, комплект указанных документов:
Вместе с заявлением, которое можно получить в Правительстве Калининградской области, необходимо предоставить следующий пакет документов:
1. Засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
2. Засвидетельствованная в нотариальном порядке копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4. Инвестиционная декларация (проект).
Контакты и порядок обращения
Контакты: Предварительные консультации по вопросам включения юридических лиц в реестр резидентов ОЭЗ можно получить в Министерстве экономики Калининградской области (отдел обеспечения функционирования особых экономических режимов) по телефонам: (+7 4012) 599 347, 599 349, 599 350.
Пакет документов с заявлением на регистрацию в реестре резидентов ОЭЗ можно сдать в приёмную Министерства экономики Калининградской области по адресу: 236007 г. Калининград, ул. Дмитрия Донского 1 в течение рабочего дня к. 428, тел. (+7 4012) 599 024.
: Администрация рассматривает заявление о включении заявителя в реестр в срок не более чем десять дней со дня представления этого заявления в администрацию, принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении заявителя в реестр с указанием причин отказа и в день принятия соответствующего решения направляет уведомление в письменной форме заявителю. Решение о включении заявителя в реестр оформляется путем выдачи заявителю свидетельства о его включении в реестр. Заявитель вправе осуществлять деятельность с применением специального правового режима Особой экономической зоны со дня принятия решения о включении заявителя в реестр.
Контроль над реализацией инвестиционного проекта
не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения юридического лица в реестр Правительство области, совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет проводит проверку соответствия деятельности резидента требованиям настоящего Федерального закона (далее - проверка) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
инвестиционной декларации: в случае, если в результате проверки не выявлен факт занижения объема капитальных вложений, Правительство области, обязано выдать резиденту свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации. Указанный документ предоставляется в срок не позднее чем через десять дней со дня окончания проверки, но не позднее чем через три года и три месяца со дня включения юридического лица в реестр. Форма свидетельства о выполнении резидентом условий инвестиционной декларации устанавливается Правительством Калининградской области.
На сегодняшний день зарегистрировано 69 Резидентов ОЭЗ в Калининградской области, статистические данные изменяются, так как не все компании, получившие статус Резидента, выполняют принятые на себя обязательства, кроме того, появляются новые компании. Подробнее об этом, можно узнать на официальном сайте Правительства Калининградской области http://www2.gov39.ru/index.php?action=oezrezident
Льготники, пользующиеся налоговыми преференциями
Помимо всех перечисленных выше возможностей для компаний, существует еще одна группа юридических лиц, на которые распространяются уникальные возможности применения льгот. К такому числу относятся:
Юридические лица:
1) зарегистрированных на территории Калининградской области до вступления в силу Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
2) осуществлявшие коммерческую (внешнеторговую) деятельность до вступления в силу указанного Федерального закона.
Под осуществлением деятельности следует понимать - ведение коммерческой деятельности, а также совершение внешнеторговых сделок. Данный факт подлежит обязательному подтверждению документально. Для этого в контролирующие органы потребуется представить: оригинал внешнеторгового контракта, оформленный надлежащим образом паспорт сделки, платежные поручения, банковские выписки, инвойсы, ГТД, а также, что немаловажно потребуется подтвердить, что указанная Компания была зарегистрирована в качестве участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Обычно, дата включения предприятия в реестр участников ВЭД, указывается в Свидетельстве, выданном Налоговыми органами (ИНН) и скрепляется оттиском печати Таможенного органа.
Уникальность льгот:
1) Эти предприятия могут применять режим СТЗ наряду со всеми другими компаниями, зарегистрированными на территории Калининградской области без необходимости инвестировать 150 000 000 рублей. Это означает, что указанные компании, могут завозить необходимое для производства импортное сырье на территорию Калининградской области без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования;
2) Запрета на использование специальных налоговых режимов не установлен, что дает возможность выгодно совмещать указанный льготный режим, с льготами, установленными для предприятий находящихся на УСН.
3) Льгота ограничена в использовании во времени - до 01.04.2016 года (возможно продление указанного срока).
4) Ограничение по видам деятельности и наименованию товаров, производимые в рамках указанного инвестиционного проекта. Согласно утвержденному перечню.
5) Данная льгота отменяется автоматически, в случае если указанное предприятие попадает в реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Но при этом никто не запрещает использование указанной льготы в совокупности с предприятием Резидентом, выгодно связывая их договорными отношениями.
При осуществлении достаточной переработки сырья, указанным компаниям предоставлено право вывоза полученной продукции на основную территорию России без уплаты (таможенного НДС, таможенных пошлин). Выполнение указанных выше условий подтверждается соответствующим сертификатом, который выдается Торгово-промышленной палатой. Порядок применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
Критерии достаточной переработки:
1) Если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров, произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков;
2) Если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение стоимости товаров, при достижении процентной доли добавленной стоимости 30%.
Стоимость приобретения такой компании в настоящий момент варьируется от 120 000 до 500 000 рублей. Здесь, многое зависит от следующего:
1) деятельности, которую осуществляла выставленная на продажу фирма (производственная предпочтительнее);
2) юридической чистоты и полноты имеющихся документов, включая учредительные документы, коммерческие (договоры, соглашения и пр.), первичная документация, отчеты и пр.;
3) Дебиторская/кредиторская задолженности;
4) Наличие/отсутствие претензий, судебных тяжб со стороны государственных органов, а также третьих лиц;
5) Наличие работников в компаниях
6) и т.д.
При приобретении юридического лица, ведущего свою коммерческую деятельность с 2006 года, необходимо особенно тщательно проверить трехлетний период работы компании (это общий срок исковой давности), срок, в течение которого фирме могут быть предъявлены претензии. Следует поручить эту работу специалистам (юристам, аудиторам, бухгалтерам).
В качестве вывода отметим, что на территории Калининградской области, созданы привлекательные экономические условия для ведения бизнеса. Умелое использование льгот, позволяет предприятиям находящимся в указанной Особо Экономической зоне, выстраивать более успешную, конкурентоспособную бизнес модель как для Российских, так и для Иностранных производственных предприятий.
Налог на прибыль организаций составляет - 20%. Налоговый кодекс РФ, Статья 284.
Налога на имущество организаций составляет - 2,2%. Налоговый кодекс РФ, Статья 380.
Особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Преференции - преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности
© moralikodeks.ru
Материал подготовле специалистами Центра правовой поддержки "Мораль и Кодекс". Все права защищены. Допускается цитирование без согласования с автором не более 50% от объема оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте.