ОЭЗ сидели на трубе, "О" упала "Э" пропала, что осталось на трубе?
Что ждет Особую экономическую зону Калининградской области в 2015-2016 годах?
Автор:
Директор и основатель Центра правовой поддержки «МиК»
Член Ассоциации юристов России
г-н Царев Сергей Александрович
2015 год безусловно станет испытанием для всей экономики нашей страны, не будет исключением и ситуация вокруг Особой экономической зоны Калининградской области. Уже сейчас понятно, что в период международных санкций, ощутимых колебаний цен на нефть, высокой волатильности национальной валюты, перед Президентом и Правительством России стоят масштабные задачи. Учитывая стратегическую необходимость развития вновь присоединённых территорий, дефицита бюджет и опасности свалиться в крутое пике кризиса, трудно предположить, будут ли предприняты конкретные, действенные шаги для поддержания экономики Калининградской области.
Так уж вышло, что эпохальное событие для большинства представителей малого и среднего бизнеса Калининградской области (проблема 2016) теряет свой блеск и становится малозаметным явлением на фоне общих негативных тенденций. Удешевление национальной валюты стало неприятным сюрпризом для жителей региона. Ведь практически вся потребляемая в регионе продукция – импортная. Рост цен значительно повлиял на потребительскую способность населения, после агонии потребительского бума в канун новогодних праздников наступило затишье, которое может продлиться не один месяц и даже год. В этих условиях под угрозой разорения окажется немалая часть предпринимателей. Сейчас уже можно ответственно заявить о том, что негативная экономическая ситуация коснулась всех жителей региона, розничные цены на продукты питания выросли на 20-30%, а на некоторые из них рост составил 100%. (мониторинг цен - http://kgd.ru/prices). При этом доходы населения остались прежними. Тесное соседство Калининградской области со странами Евросоюза – это не только потенциальный фактор возможного экономического благополучия, но и возможный фактор высокого социального напряжения. Поэтому от грамотных действий и правильного управления зависит гораздо больше, чем кошелек рядового гражданина.
Подводя итоги 2014 года, надо сказать, что о проблеме Особой экономической зоны Калининградской области говорили на всех уровнях исполнительной власти.
13 мая 2014 года
Калининград посетил Дмитрий Медведев. Было проведено выездное совещание Правительства РФ, на котором были приняты следующие важные решения (резолюция от 13.05.2014 года №ДМ-П13-40пр):
Как видно из опубликованной резолюции, круг затронутых вопросов достаточно обширен. Рассмотрим наиболее значимые:
Предоставление на поддержку рынка труда, а также о применении инвестиционных соглашений как условия предоставления субсидий отдельным категориям хозяйствующих субъектов.
Мне трудно разобраться, о чем конкретно идет речь. Единственное что можно отметить – предполагается разработка точечных мер помощи избранному кругу организаций. Есть предположение, что таких компаний будет не боле 700. Каким образом предполагается выделение избранных из числа всех, остается непонятным. Будет ли этот принцип справедливым и честным?
Снижения объёма минимально необходимых инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений и требующихся для получения статуса резидента особой экономической зоны в Калининградской области, со 150 млн рублей до 50 млн рублей
Указанное снижение пропускного барьера призвано увеличить активность вступающих в ряды Резидентов ОЭЗ. Также, данная мера возбуждает умы действующих Резидентов ОЭЗ, но остается непонятным, будет ли данное смягчение относиться и к ним, ведь действующие Резиденты уже взяли на себя обязательства инвестировать 150 000 000,00 рублей.
Упрощение таможенного администрирования, предусмотрев в том числе:
- освобождение от предоставления финансовых гарантий при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- возможность использования «генерального разрешения» на перевозку товаров между территорией особой экономической зоны и остальной территорией Таможенного союза;
- возможность помещения товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещённых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта вне зависимости от глубины переработки иностранных товаров
На мой взгляд, очень важный блог поправок. Жаль, что он не нашел своего отражения в итоговом документе о котором мы поговорим дальше.
Субсидирование части (понесённых с 1 апреля 2016 года) затрат на железнодорожные перевозки товаров
Позитивная доработка для узкого сегмента рынка. Большая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом.
Включение в состав резидентов лиц, осуществляющих инвестиции в объекты туристско-рекреационного назначения и их эксплуатацию
Изменение направленное на поддержание туристической отрасли региона. Вполне допускаю, что указанные меры могут быть своевременными. Ни для кого не секрет, что туристический рынок нашей страны переживает не лучшие времена. Прямой запрет на иностранные туристические поездки значительному кругу граждан РФ (чиновники, военные, сотрудники силовых ведомств и т.д.), существенное удорожание стоимости путевок из-за обесценивания национальной валюты, популяризация тренда негативного отношение иностранцев к русским, все это подрывает развитие зарубежного туризма, но дает возможность развития национальных курортов. Калининградская область занимает среди них достойное место.
29 октября 2014 года
По итогам совещания с членами Правительства, Владимир Путин подписал перечень поручений связанный с интересующей нас темой. В проработанных и предоставленных на утверждение Президенту РФ материалах, перечень актуальных вопросов заметно уменьшился.
Фактически, на повестку дня вынесено три основных момента:
Правительству Российской Федерации:
Образовать Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Калининградской области.
Срок – 15 декабря 2014 г.;
Отметим, что данное поручение выполнено с незначительным опозданием. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2014 г. № 1442 «О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области», указанный орган создан. Как сказано в документе, заседания комиссии должны проводиться по мере необходимости, но реже 1 раза в полгода.
Обеспечить издание актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих:
предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету Калининградской области на обеспечение поддержки юридических лиц (включая резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области), осуществляющих деятельность на территории этой области;
субсидирование расходов на транспортировку товаров, производимых на территории Калининградской области, а также сырья, строительных материалов и комплектующих для их производства.
Срок – 1 декабря 2014 г.;
По сути, Президент РФ одобрил идею финансовой поддержки из федерального бюджета для юридических лиц Калининградской области. Однако, до момента формирования соответствующего механизма и его утверждения Правительством РФ остается не ясным, кто и как сможет им воспользоваться.
в) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» изменений, предусматривающих снижение со 150 миллионов до 50 миллионов рублей минимального объёма инвестиций, необходимых для получения статуса резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, в том числе для осуществления деятельности в сфере строительства (реконструкции) объектов туристско-рекреационного назначения (за исключением средств, затраченных на приобретение земельного участка в целях реализации инвестиционного проекта).
Срок – 15 декабря 2014 г.
Как видно, основной вектор планируемых изменений, призванных поддержать участников ОЭЗ Калининградской области (не только Резидентов, но и всех остальных) после отмены имеющихся преференций, направлен на развитие института Резидентов ОЭЗ. Снижение проходного барьера до 50 000 000,00 р. является существенной мерой стимулирования для среднего и крупного бизнеса. Компаниям же с меньшими возможностями (малому бизнесу) остаются меры федеральной поддержки, которые до настоящего момента видятся весьма неопределенно. Это обстоятельство вызывает особое беспокойство у предпринимателей. Будут ли предпринимаемые меры более действенными? Чего ждать от поправок в ФЗ? Останется ли в статусе области определение – Особо Экономическая!?
На эти вопросы будут получены вопросы уже в ближайшее время. 2015 – 2016 годы станут для Калининградской области определяющими ее дальнейшую судьбу.
|
30.01.2015 года На сайте Правительства РФ было опубликовано Распоряжение от 28 января 2015 года №100-р. Указанный документ содержит информацию о направлении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрение законопроекта предполагается в самое ближайшее время.
Как следует из упомянутого выше распоряжения, законопроект предусматривает упрощение таможенного администрирования на территории особой экономической зоны в Калининградской области в части:
|
______________________________________________________
Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте moralikodeks.ru охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования правообладателя не более 50% от объема оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал moralikodeks.ru, до или после цитируемого блока.